Биография Веры Волошиной, героини Великой Отечественной войны, день рождения которой отмечается завтра, изрядно обросла мифами и легендами,
В полной мере эта легенда расцвела в постсоветские десятилетия, но основы ее были заложены еще в 1980-е гг. Причем советские авторы, как правило, ссылались на свидетельство А.В. Грубе, тоже скульптора и близкого друга И.Д. Шадра.
Жизни и творчеству Ивана Дмитриевича Шадра посвящены, по меньшей мере, два десятка альбомов, монографий и брошюр, изданных в нашем отечестве еще в советское время. По ним можно довольно точно восстановить творческую историю этой знаменитой статуи. Как писал советский исследователь А.А. Дудко, «Шадр был страстным поклонником спорта. Он считал, что наши парки, стадионы, Дворцы спорта должны украшать великолепные образцы скульптуры. И (…) Иван Дмитриевич создает замечательную монументальную статую «Девушка с веслом». В ней скульптор пытается воплотить образ советской молодой женщины-физкультурницы. Она молода, полна сил, энергии.
К работе над скульптурой Шадр отнесся со всей страстностью художника. Он идет на стадион, на водные станции, наблюдает за движениями спортсменок, даже некоторое время сам увлекается греблей. Им собран альбом фотографий, посвященных спорту».
Работа над задуманной скульптурой началась в 1934 г. А.А. Дудко считает, что «вначале скульптор сделал модель головы «Девушки с веслом». Она вылеплена с натуры». Правда, кто был натурщицей у Шадра, Дудко не сообщает. Нет таких сведений и у других советских авторов, писавших в разное время о И.Д. Шадре, что, конечно же, характерно. (За исключением воспоминаний А.В. Грубе, но об этом чуть ниже).
Первый вариант «Девушки с веслом» был закончен в 1935 г. и тогда же установлен в Центральном парке культуры и отдыха имени А.М. Горького. Не останавливаясь на достигнутом (и с учетом критических замечаний), И.Д. Шадр создает второй вариант скульптуры. В 1936 г. новая статуя «Девушки с веслом» была установлена в том же Московском парке им. Горького, а первоначальный вариант перемещен в Луганск (Ворошиловград) в местный парк культуры и отдыха. Сохранились воспоминания современника, сопровождавшего знаменитого скульптора во время визита в этот город: «В день нашего приезда в Луганск нас прежде всего повезли в парк. Встретивший нас на вокзале товарищ сказал: «Иван Дмитриевич, прежде чем ехать в гостиницу, мы заедем к вашей «Девушке с веслом». Иван Дмитриевич недовольно поморщился, но ему возразили: «У нас так принято… Мы не только Вас, автора, но и многих других почетных гостей везем прежде всего к ней». В Москве эта фигура, поставленная в огромном партере Парка культуры и отдыха, в центре несоразмерного фонтана, отлитая из цемента, а не из бронзы, да еще на фоне неба, была явно не на месте. Но в Луганске она доставляла подлинное эстетическое наслаждение. Тоненькая, стройная, исполненная под бронзу «Девушка с веслом» стояла около ивы, у водоема, и
Что касается судьбы второго варианта статуи, установленного в Москве, то здесь мнения различных авторов разнятся. По одной версии, во время очередной реконструкции парка им. М.Горького знаменитая статуя была утрачена (кое-кто даже предполагает, что она была похищена). По другой версии, «Девушка с веслом» была разрушена прямым попаданием немецкой бомбы осенью 1941 г.
Как бы там ни было, сохранились фотографии, эскизы, этюды этого творения И.Д. Шадра (часть из них представлена здесь в качестве иллюстраций). И самое главное, огромное количество копий «Девушки» хлынуло во все концы нашей необъятной родины. (Правда, в те же самые годы еще один советский скульптор – Р.Р. Иодко — изваял свою «Девушку с веслом», производство которой впоследствии также было «поставлено на поток». Но между двумя «дамами» было одно существенное различие: «девушка» у Шадра была полностью обнаженной, а у Иодко целомудренно одетой в трусики и маечку).
И все-таки, кто же позировал И.Д. Шадру? Кем была эта смелая советская девушка, послужившая прообразом знаменитой скульптуры? Как мы уже отмечали, советские авторы данную тему предпочитали не затрагивать. Но в одном из последних капитальных изданий советской эпохи, посвященных И.Д. Шадру, «фигура умолчания» была нарушена.
В 1978 г. известная советская исследовательница творчества Шадра О.П. Воронова подготовила и издала солидный сборник новых материалов о скульпторе. Издание включало богатое литературное наследие И.Д. Шадра, в том числе его переписку, а также воспоминания современников о скульпторе. Среди последних внимание читателей привлек яркий рассказ А.В. Грубе, близкого друга Шадра и по профессии тоже ваятеля. (Сразу же заметим, что это была первая публикация воспоминаний Грубе; причем в примечании указывалось, что О.П. Воронова записала их еще в 1974 г. Кстати, в том же году умерла вдова И.Д. Шадра, и может быть, это совпадение не случайное). Подводя итог своим раздумьям о друге, А.В. Грубе, в частности, вспоминал: «Еще одна у меня была встреча с Шадром, но уже заочная – в искусстве. Когда Шадр лепил «Девушку с веслом», ему позировала студентка Института физкультуры Вера Волошина, очень красивая, сильная, гибкая девушка. Институт физкультуры она не окончила, на одном из соревнований получила травму, перешла в Кооперативный. Была активной комсомолкой, во время войны ушла в партизаны, это в ее отряд прислали Зою Космодемьянскую. Зою и Веру повесили в один день – Зою схватили в Петрищеве, Веру – в поле, после
Итак, перед нами первоисточник позднейшей легенды о «девушке с веслом». Все слухи о том, что В.Волошина была натурщицей у И.Д. Шадра, пошли именно от этой публикации.
Увы, с высоты сегодняшнего дня мы можем совершенно точно сказать, что А.В. Грубе заблуждался. Причины заблуждения мы уже никогда не узнаем; тем более, что через два года после опубликования воспоминаний, в 1980 г., этот престарелый скульптор скончался: шел ему, как-никак, девятый десяток. Неизвестно, когда Грубе впервые услышал о Волошиной и кто послужил ему источником информации. Зато достоверно известно, что гипсовый бюст казненной партизанки, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, он действительно исполнил в 1966 г. На тот момент скульптуру было 72 года. (За год до этого увидело свет первое всесоюзное издание популярной книги Г.Н. Фролова о Волошиной, и имя Веры прочно обрело известность в масштабах страны). Может быть, возраст сыграл злую шутку
Так вышло, что сразу после смерти А.В. Грубе, во второй половине 1980 г., появилась еще одна замечательная повесть о В.Волошиной, автор ее, Овидий Горчаков, был однополчанином Веры, военным разведчиком, чекистом (а впоследствии стал и популярным писателем). Правда, он пришел в разведчасть, где служила Волошина, через несколько месяцев после ее гибели, но был, конечно же, хорошо знаком со многими людьми, лично знавшими героиню. Любопытно, что в конце своей книги О.Горчаков приводит рассказ одной из боевых подруг Волошиной – Д.Манучаровой о том, «как Вера стала «девушкой с веслом». Однажды, — пишет О.Горчаков, — известный московский скульптор получил заказ: вылепить советскую спортсменку в целях массовой монументальной агитации за спорт и физкультуру. Скульптор пошел в институт спорта и из всех возможных кандидатур выбрал Веру Волошину, упросил ее позировать ему. Так у Веры появилось множество гипсовых близнецов в парках культуры и отдыха, на водных станциях, на стадионах. Так Вере еще при жизни всюду в стране поставили памятники…». От себя добавим, что именно так начинала складываться легенда о «девушке с веслом» по фамилии Волошина, и сложилась она, в основных чертах, в последнее советское десятилетие. Причем, как видим, руку к этому приложили и бывшие военные разведчики, однополчане Веры (и, вероятно, из наилучших побуждений). Да и в самом деле, откуда им было знать о разных деталях и перипетиях московской жизни студентки Волошиной?
В постсоветские времена, когда свобода слова в российских СМИ достигла невиданных доселе высот, легенда о «девушке с веслом» стала обрастать некоторыми «интимными» подробностями. А в начале 2000-х гг. и вовсе разразился скандал, связанный с использованием имени Веры Волошиной (опять же в образе «девушки с веслом») в разухабистой рекламе пива! Подобное кощунство вызвало возмущение кузбасских ветеранов.
А теперь по существу вопроса. Весьма информированный М.Золотоносов в своей книге, посвященной садово-парковому искусству сталинского времени (и написанной в довольно скабрезной манере), приводит исключительно интересные сведения о прототипах «Девушки с веслом». Он прямо указывает, что «различным вариантам «Девушки» соответствовали две натурщицы, о которых точно известно, что они позировали Шадру: Вера Волошина и Зоя Бедринская. Вероятнее всего, что с Волошиной были сделаны тяжелоногие «майолевские» этюды или «первый парковый вариант» /…/, а второй /вариант/ Шадр лепил с романтически прелестной Бедринской». И чуточку ниже этот автор делает очень важное уточнение: Зоя Бедринская, по его словам, «созналась, что позировала, лишь спустя 60 лет после того, как стояла обнаженной перед /…/ скульптором» (!). Вот, пожалуй, и весь ответ на поставленный нами вопрос. Вот с кого И.Д.Шадр делал свою «Девушку с веслом»!
Что касается Веры Волошиной, то натурщицей у Шадра она быть просто не могла, и теперь пришло время рассмотреть основные доказательства этого тезиса.
В середине 1990-х гг. в одной из газетных статей упомянутый выше Золотоносов написал следующее: «В 1934-1935 гг. Иван Шадр создал знаменитую «Девушку с веслом», для которой ему позировала студентка Вера Волошина, отобранная за роскошные формы». Московскому автору ответил наш журналист Б.Антонов, достаточно известный в то время в Кузбассе (ныне, к сожалению, покойный). Б.Антонов хорошо знал многих одноклассников Волошиной, был знаком с ее мамой Клавдией Лукьяновной, проштудировал почти всю переписку Веры с матерью. Возражая столичному оппоненту, он писал: «Оставив в стороне «формы», попытаемся выяснить достоверность этой информации. Я встречался со многими одноклассниками, разговаривал с мамой Веры Клавдией Лукьяновной, но никто из них ничего не слышал о скульпторе. Нет упоминаний о позировании для художника и в письмах, где Вера подробно сообщала о своей московской жизни и всех своих приключениях. К тому же в 1934 году Вере было всего 16 лет, она училась в 8–м классе и, естественно, студенткой быть не могла. Москву она увидела лишь в печально известном 1937 году, когда приехала поступать в институт». Согласитесь, доводы нашего кузбасского журналиста, специалиста по «волошинской» теме, убийственны. Жаль, что эта коротенькая заметка, опубликованная в местной прессе, осталась практически незамеченной.
Итак, главное противоречие налицо: И.Д. Шадр завершил работу над «Девушкой с веслом» в 1936 г. и больше к ней не возвращался; а Вера Волошина, окончив десятилетку, приехала в Москву для поступления в физкультурный институт только в начале октября 1937 г. До этого она никогда в столице не бывала. К тому же ее письма к матери, с которыми автору этих строк довелось познакомиться практически полностью, не содержат никакой информации о том, что Волошина была натурщицей или позировала кому-либо из столичных художников. А уж своей матери (от которой у Веры почти не было секретов) она бы обязательно сообщила о таком примечательном событии. Свою жизнь в Москве Вера описывала очень подробно.
Отсюда вывод: легенда о «девушке с веслом» по фамилии Волошина не имеет под собой никаких исторических оснований. Это всего лишь легенда.
P. S. Тему «девушки с веслом» автор этих строк затрагивал (в числе прочих) в своем выступлении на недавних «Балибаловских чтениях». После чего в газете «Кузбасс» был опубликован отклик Ю. Юдина, который ознакомился с тезисами этого выступления. Что ответить многоуважаемому рецензенту?
Г-н Юдин утверждает, что я «попытался» опровергнуть миф о В. Волошиной как натурщице Шадра всего лишь «с помощью единственной газетной заметки», принадлежавшей перу Б. Антонова (и процитированной нами выше). Вполне справедливо рецензент замечает, что «единственной заметки все-таки недостаточно, чтобы опровергнуть устойчивый миф». В самом деле, можно предположить, что существовали вещи, о которых Вера могла и не рассказывать матери при встречах, тем более писать об этом в письмах, или же сообщать подругам и одноклассникам. В числе подобных тем мог быть и эпизод с позированием нагишом в мастерской столичного скульптора. В конце концов, всё это можно допустить, и в таком случае становится понятным полное неведение на этот счет родных и близких Веры, ее одноклассников, а в конечном итоге – и покойного Б. Антонова.
Но г-н Юдин лукаво утверждает, что заметка Б. Антонова, дескать, была моим единственным аргументом, и в упор не видит другого приведенного в тезисах аргумента, решающего: хронологической нестыковки. Разница между завершением Шадром работы над своей «Девушкой» и приездом Веры в Москву, по меньшей мере, в год! Правда, г-н Юдин замечает, что «документы той эпохи часто бывали неисправными: многие мемуаристы пишут, как прибавляли или убавляли себе год-два». Это он, наверно, намекает на то, что Вера Волошина родилась, мол, не в 1919 г. – метрики могут врать, и что кемеровскую школу № 12 она кончала не в 1937 г. – всем известный аттестат зрелости может быть поддельным (или же у современников память поотшибало)…
Ну что ж, не будем разубеждать г-на рецензента в этой его счастливой уверенности. Ведь главное, чтобы разукрашенные исторические картинки ласкали взор российского обывателя, чтобы всё в историческом образе (цитируем) «гармонично сочеталось», пусть даже этой самой гармонии в истории рода человеческого не было ни на грош – ни в прошлом, ни, тем более, в настоящем…
Николай ГАЛКИН,
ст. н. с. госархива Кемеровской области.
НА СНИМКАХ: редкая фотография, к сожалению, не лучшей сохранности: Вера (крайняя слева) на занятиях в институте физкультуры (Москва); голова девушки, якобы Веры Волошиной, позировавшей И.Шадру (фрагмент статуи, 1934 г.). Рядом малоизвестная фотография Веры (в профиль). Сравните хотя бы форму носа: у статуи он прямой, а у Веры чуть вздернутый кверху; И.Шадр. Девушка с веслом, 1934-1935 гг (модель, бронза). И это Вера Волошина?