Елизавета Ивановна Беневская, родилась 13 декабря 1915 г. в семье потомственного дворянина. Её родители: Иван Аркадьевич Беневский и мать Анна Исидоровна Беневская (урождённая Федоровская).
Сёстры Беневские – Нина (1913-1983). Лиза (1915-1942), Вера (1917-2002) и Соня (1921-1978) – детство, юность жили в посёлке Дубровка Брянской обл. Рано остались сиротами: их родители умерли в 1922 году. Их воспитывала сестра их матери тётя Евдокия Исидоровна Федоровская, на которую было оформлено опекунство. Все сёстры с отличием окончили Дубровскую среднюю школу.
Во время войны старшая Нина работала хирургом в челюстно-лицевом госпитале. Вера и Соня в начале войны работали на оборонительных работах в Подмосковье.
В сентябре 1941 г. Лиза Беневская, будучи студенткой 2-го курса Московского энергетического института, проживавшая в общежитии этого института (ул. Лефортово, корп. 9, ком. 45), кандидат ВКП(б), ушла добровольцем на фронт (мобилизована 11 октября 1941 года) в разведывательно-диверсионную часть Западного фронта в/ч № 9903 (командир части А.К. Спрогис), той самой воинской части, в составе которой воевало много героических советских людей, в том числе Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Елена Колесова и многие другие, ставшие Героями СССР и РФ посмертно.
По полученным документам из Архива разведывательно-диверсионной части Западного фронта (в.ч. № 9903) Е.И. Беневская участвовала в четырёх боевых заданиях.
(Ответ в/ч 61379 от 21.04.05г.)
C 24 октября по 8 ноября 1941 г. действовала в р-не Старицы–Клин Калининской и Московской обл. – 15 человек. Группу сопровождал капитан Мегера А.К.
(Ответ в/ч 61379 № 24/11-П от 06.05.06)
С 5 по 12 ноября действовала в районе г. Руза Московской обл.– 20 человек.
С середины ноября 1941 г. группа действовала в районе Серпухов–Наро-Фоминск Московской обл. (второе задание) – 20 человек.
(Ответ в/ч 61379 № 24/20-П от 16.10.06).
Группа Когана Самуила Васильевича и группа Ильина Всеволода Григорьевича действовала в тылу противника с 16 по 26 января 1942 года в районах Сосновцы Калужской области и Бородино. Это единый отряд, который был разделен на две группы: Когана С.В, (Район Сосновцы в период с 16 января по 22 января 1942 года), в количестве 35 человек и группа Ильина В.С. (район Бородино в период с 17 января по 26 января 1942 года) в количестве 19 человек. В документах дается только список отряда в количестве 56 человек. В состав отряда вошли ранее действовавшие группы Пожарской Е.Я., Семенова Н.А. и другие бойцы.
Группу в районе Сосновцы в глубоком тылу противника по распоряжению командования, полученного по радиосвязи, встречали и провожали на место боя бойцы партизанского отряда В.Н. Гаева разведчики М.С. Азаренков и Н. Бирюков.
В это последнее внеочередное задание Е.И. Беневская была направлена для усиления группы Е. Пожарской. И в бою 19 января 1942 г. по свидетельству бойцов этой группы была тяжело ранена разрывной пулей в плечо. Так же были тяжело ранены Л.П. Кутакова и Е.С. Елина. Убиты М.П. Новиков и Н.А. Жеглова. После боя была команда командира к отступлению. Убитые и раненые были оставлены на месте боя. Позже с места боя удалось раненых Л.П. Кутакову и Е.С. Елину переправить в местный партизанский госпиталь, а затем оттуда в военные госпитали. Убитых Н. Жеглову и М. Новикова и раненую Е. Беневскую на месте боя не нашли.
В феврале 1942 года А. Моисеенков и Н. Бирюков жители села Рохманино 17-летние подростки разведчики партизанского отряда В.Н. Гаева шли через лес из Рохманино в Дунино. Недалеко от места боя 19-20 января 1942 г. они нашли двух убитых: они были одеты, но только без верхней одежды и разуты. Повезли их на санках в ближайшее село Дунино. Выходя из леса, около дороги у сосны нашли ещё одну убитую женщину – раздетую, с выколотыми глазами, с вырезанной грудью, с разрывной раной в плече. По-видимому, немцы гнали её в с. Дунино и по дороге пытали. Её тоже положили на санки и всех троих повезли в Дунино. Там их положили около Церкви Иконы Казанской Божьей матери на центральной площади села, в то время Церковь не была ещё разрушена. Так как земля была промёрзшая, их хоронили уже позже жители села Дунино М.В. Гевордовская (уожд. Орлова), Фёдор Хотулёв и Николай Чёкин на сельском кладбище на краю оврага. Сделали небольшой холмик. Не было никаких сведений о том, кто же эти погибшие ребята. А.Моисеенкова и Н. Бирюкова, нашедших убитых, уже в феврале 1942 г. призвали в Красную армию.
На родных Лизы Беневской о её судьбе и не вернувшейся из последнего внеочередного четвёртого боевого задания в январе 1942 года в официальных ответах значилось: «пропала без вести».
Благодаря усилиям школьников группы «Поиск» школы №15 (ныне ЦО №1272) г. Москвы (руководитель группы — учитель этой школы, О.А. Гурычева) и однополчан Е. Беневской по в/ч 9903 в 1989 г. была восстановлена картина её участия во всех четырёх боевых походах в тыл врага.
Все документы Е. Беневской были ею сданы командованию в.ч. 9903 и по настоящее время хранятся в Архиве этой части. Кроме того, ею же оставлены координаты её сестры Н.И. Горбуновой-Посадовой – её адрес домашний и адрес челюстного лицевого госпиталя, где она работала хирургом. Е.И. Беневская была награждена орденом «Красная Звезда» приказом № 199 от 17 февраля 1942 г., по представлению А.К. Спрогиса и подписанного Г.К. Жуковым. Но в публикации о награждении её фамилию указали как Бешевская.
В первых опубликованных воспоминаниях однополчан о том бое Лиза Беневская фигурировала как Лиза Чарская — учительница, эта дезинформация затянула поиски родственников Лизы ещё на многие годы.
В 1989 году О.А. Гурычёва и Маргарита Михайловна Паншина разыскали родственников Е.И. Беневской – её сестру В.И. Беневскую и племянницу Т.М. Осипову. По фотографии Е.И. Беневской М.М. Паншина опознала свою боевую подругу – Лизу Беневскую, у которой с детства был надбровный шрам. Этот шрам боевые подруги считали полученным Лизой в её первых боевых заданиях. В том же году была поездка в с. Дунино на место захоронения трёх бойцов, погибших 19 января 1942 г. и похороненных местными жителями (см. выше). На этой могиле ребятами группы ПОИСК шк. № 15 (в н.в. ЦО 1272), их руководителем О.А. Гурычёвой и ветеранами в.ч. 9903 была установлена памятная доска с фотографиями и фамилиями похороненных в бывшей тогда «безымянной могиле».
В 2015 г. благодаря администрации села Передел Медынского района Калужской области (Н.Ф. Митрофанов) могила зарегистрирована (№ 394) как военное захоронение и приведена в соответствующее оформление.
В.И. Беневская, её сын А.И. Беневский и Т.М. Осипова неоднократно писали на имя президента (тогда А. Медведева) письма о том, что Е.И. Беневская погибла, а не «пропала без вести» и с просьбой получить её орден Красная Звезда. Тем не менее, на это письмо с большим запозданием приходил один и тот же ответ из Министерства Обороны, куда из администрации президента переправлялось письмо родственников Е.И. Беневской, что она по донесению в начале февраля 1942 г. Н.А. Семёнова и Е.Я. Пожарской считается «пропавшей без вести». И всё-таки, ими же было подано впоследствии представление её к награждению выше указанном орденом (подписанного А.К. Спрогисом) она была приказом Г.К. Жукова от 17.03.42 г. № 199 НАГРАЖДЕНА орденом КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.
Но пока Т.М. Осиповой велась переписка с административными государственными органами, умерла В.И. Беневская и на запрос о выдаче Ордена родственникам Е.И. Беневской был получен официальный ответ из того же МО РФ – «племянникам не выдаём»!
Благодаря письмам, составленным ветеранами в.ч. 9903, погибшие бойцы этой части внесены в Книгу Памяти Калужской области, в том числе и Е.И. Беневская. Но до сих пор нет её имени в Книге Памяти ВОВ Московской области, в которую внесены имена В.Н. Гаева и Е.Я. Пожарской. Нет её имени и на памятной доске погибших в ВОВ Московского энергетического института, студенткой которого она ушла на фронт в сентябре 1941 года.
Кроме того, на месте боя В.А. Моисеенковым восстановлен памятный знак, впервые установленный в 1986 г. ветеранами в.ч. 9903 и бойцами партизанского отряда В.Н. Гаева.
И только 8 января 2016 года, при очередном приезде в с. Дунино Т.М. Осипово и А.В. Логинова, Валентина Николаевна Моисеенкова рассказала о героической гибели Е.И. Беневской. Об этом ей в 1970 году рассказал её муж А. Моисеенков, нашедший вместе с Н. Бирюковым, поруганное тело Е.И. Беневскойв более одного километра от места боя.
Её рассказ был записан Т.М. Осиповой и заверен подписью и печатью администрацией с. Передел Медынского района Калужской области. Кроме того, есть документы и публикации, подтверждающие ранение, а не смерть Е.И. Беневской, составленные Т.М. Осиповой, М.М. Паншиной и В.Н. Глаголевым. Эти документы были направлены в МО РФ, в администрацию Медынского района Василием Николаевичем Глаголевым. В связи с его скоропостижной смертью его родственниками оригиналы документов были уничтожены, его личный компьютер был «взломан» и ответ на эти документы не до сих пор не получен.
В настоящее время Т.М. Осипова в связи с утратой оригиналов выше перечисленных документов вынуждена вновь восстанавливать их подлинность с одной лишь целью – восстановление ПРАВДЫ о героической гибели своей тёти Елизаветы Ивановны Беневской 19 января 1942 г.