1918 год принес тяжелые испытания священнослужителям Православной Церкви; на их долю выпали невероятные по жестокости расправы, расстрелы и мучительные страдания. Предстоятель Русской Православной Церкви святой патриарх Тихон в одном из посланий Советам народных комиссаров в октябре 1918 года писал: «Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной контрреволюционности. Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения — напутствия Святыми Таинами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения…»
Деревянная Знаменская церковь села Осиновые Гаи Тамбовской губернии. Построена в 1875 г. Здесь служил отец Петр Космодемьянский Деревянная Знаменская церковь села Осиновые Гаи Тамбовской губернии. Построена в 1875 г. Здесь служил отец Петр Космодемьянский
Именно так складывался крестный путь простого сельского священника Петра Иоанновича Космодемьянского, родного деда Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских. Имя отца Петра Космодемьянского свято хранится в памяти тамбовской паствы все минувшие десятилетия после его мученической кончины (сейчас материалы для его канонизации находятся на рассмотрении священноначалия Тамбовской епархии).
Фамилия Космодемьянских была достаточно широко распространена на территории Тамбовской губернии.
Церковнослужители рода Космодемьянских священствовали в храмах Моршанского и Кирсановского уездов вплоть до 1919 года, а некоторые из них – и до 1930-х годов. Как и многих других тамбовских священников, Космодемьянских постигла жестокая участь репрессированных.
Среди этой обширной тамбовской ветви был и Петр Иоаннович Космодемьянский, настоятель Знаменской церкви села Осиновые Гаи Тамбовской губернии.
Он родился в семье священника Иоанна Космодемьянского 22 августа 1872 года в Тамбовской губернии. По достижении соответствующего возраста определился в Тамбовскую Духовную семинарию, поскольку по примеру своего отца избрал для себя путь духовного служения. После окончания курса семинарского обучения Петр Космодемьянский был определен в ноябре 1894 года псаломщиком Архангельской церкви села Большая Липовка Моршанского уезда.
При Архангельской церкви существовала церковно-приходская школа для обучения грамоте юных сельчан, в которой псаломщик Петр Космодемьянский стал учителем по всем предметам.
В феврале 1900 года по благословению преосвященного Георгия (Орлова), епископа Тамбовского и Шацкого, Петр Космодемьянский рукоположен во священника Казанской церкви села Крутец Моршанского уезда. Становление прихода у новой церкви, в котором насчитывалось чуть больше тысячи жителей, совпало со становлением личности самого священника. В течение шести лет священник Петр Космодемьянский делил со своим приходом радости и печали, укреплял дух пасомых, учил грамоте детей, а сердца взрослых сельчан наполнял милосердием и добротою.
В июне 1906 года отец Петр Космодемьянский был перемещен по собственному прошению на настоятельское место в церковь Знамения Божией Матери села Осиновые Гаи Моршанского уезда. Приход Знаменской церкви был достаточно большим: кроме села Осиновые Гаи в него входили несколько ближних сел и деревень – Павловка, Соловьянка, Прудки, Никольское. В соответствии с метрическими книгами Знаменский приход до 1906 года возглавлял один из старших представителей рода Космодемьянских – Василий Иоаннович.
Знаменский приход с радостью принял доброжелательного и милосердного священника Петра Иоанновича Космодемьянского, очень скоро ставшего нужным в каждом сельском доме. Священническое служение он по-прежнему совмещал с учительством в земской и церковно-приходской школах, был избран председателем приходского совета, помогал людям словом и делом. Нередко после его посещения в доме бедняков в каком-нибудь неприметном месте хозяин обнаруживал деньги, оставленные священником Петром Космодемьянским. Усердные труды отца Петра на пользу Матери-Церкви были отмечены грамотой и камилавкою в 1916 году.
Благочестивое семейство отца Петра в 1916 году в Осиновых Гаях состояло из жены Лидии Федоровны и детей: старшего сына Анатолия, сыновей Алексея, Александра и Федора.
Жизнь сельского священника текла своим чередом. Помимо обязанностей, определенных саном, отец Петр Иоаннович Космодемьянский, как добропорядочный семьянин, содержал семью, сеял хлеб, убирал его вместе со всей своей семьей. 1918 год внес радикальные изменения в сельскую жизнь. События, происходившие в масштабах страны, не обошли стороной и село Осиновые Гаи. Резко изменилась экономическая ситуация: Тамбовская губерния к середине 1918 года из числа снабжающих страну хлебом перешла в число потребляющих. Началась беспощадная реквизиция хлеба в селе, власти не останавливались перед репрессиями против лиц, противодействующих изъятию хлеба. Насильственному изъятию зерна способствовали местные комбеды. В сельском обществе, как и в стране в целом, пробуждались агрессивные силы, разрушавшие основы прежних устоев. Для Русской Православной Церкви наступали не лучшие времена, первая волна репрессий против духовенства прокатилась по Тамбовской губернии во второй половине 1918 года.
Метрические книги Знаменской церкви села Осиновые Гаи позволили проследить судьбу отца Петра до самого последнего дня его жизни. В тот год в метрических книгах села больше записей об умерших и значительно меньше – о родившихся, при этом среди последних отмечалась высокая смертность. Значительно сократилось число сельских браков: в июне и июле 1918 года зафиксировано лишь пять браков.
Последнее таинство Крещения в Знаменской церкви отец Петр Космодемьянский совершил 26 августа 1918 года.
По свидетельству очевидцев, священник погиб в конце августа 1918 года. Записи метрических книг позволили уточнить время гибели отца Петра Космодемьянского: после 26 августа имени священника в книгах не встречается ни единого раза.
По воспоминаниям старожилов и преданиям, хранящимся в памяти народа, отец Петр был схвачен молодыми устроителями новой жизни на чердаке собственного дома, схвачен не инородцами, не пришлыми из губернского города, а теми, кого, возможно, в недавнем прошлом учил уму-разуму в сельской школе или благословлял на праведные дела.
Доброжелатели предупреждали отца Петра о грядущих репрессиях, советуя поскорее скрыться из села. Но 46-летний священник не хотел оставлять свой приход, в котором прослужил 12 лет. Поводом для разразившейся трагедии стало выступление отца Петра на коллективном сельском сходе в защиту Церкви Христовой против распоясавшихся богохульников. Вменялось ему в вину и то, чего не было в реальной жизни, – будто прятал он в церкви контрреволюционеров. Жестоко искалеченный побоями священник Петр Космодемьянский был брошен на подводу и вывезен за пределы села. Всю ночь подвода с умирающим праведником колесила малолюдными тропами. В течение всего своего крестного пути священник в полузабытьи шептал молитвы, а его мучителей терзали страхи и видения. На рассвете следующего дня полуживой отец Петр Космодемьянский был сброшен в Сосулинский пруд…
В день мученической кончины отца Петра Космодемьянского, 27 августа, Русская Православная Церковь отмечает предпразднство Успения Пресвятой Богородицы; в этот день Матерь Божия незримо призвала сельского праведника в жизнь Небесную.
Тело священника Знаменской церкви было обнаружено пастухами лишь весной 1919 года, когда полая вода вынесла его на берег. По свидетельству очевидцев, «труп был совершенно неиспорченным и имел восковой цвет».
Матушка Лидия Федоровна Космодемьянская боялась забрать тело мужа – местные власти могли оставить ее несовершеннолетних детей круглыми сиротами. Только по получении разрешения сельского совета она со старшим сыном Анатолием похоронила отца Петра Космодемьянского возле Знаменской церкви 31 мая 1919 года, в Духов день.
По воспоминаниям старожилов, на месте, где обнаружили тело священника Космодемьянского, жители часто видели горящие свечи и нередко ходили к тому месту поклониться памяти страдальца, но местные власти запретили сельчанам посещать место трагедии.
Возрождение храма в Осиновых Гаях относится к третьему кварталу 1946 года. В большей степени, чем в других церквах, в Знаменской сохранились церковные реликвии, иконы, утварь. Верующие села Осиновые Гаи убеждены, что Знаменская церковь сохранена молитвенным предстательством пред Господом священномученика Петра Иоанновича Космодемьянского. Место, где погребен священник, свято и почитаемо. Рядом с ним у церкви упокоились иерей Василий Иоаннович Космодемьянский и диакон Симеон Богоявленский, много лет прослуживший вместе с отцом Петром.
Судьба потомков священника Петра Космодемьянского известна всей России: его внукам посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. О трагической судьбе своих детей рассказала их мать Любовь Тимофеевна Космодемьянская в книге «Повесть о Зое и Шуре».
Отцом Зои и Шуры, героически погибших за освобождение Родины от фашизма, был старший сын священника Анатолий Космодемьянский. Как и отец, он учился в Тамбовской Духовной семинарии, но в апреле 1918 года затребовал в правлении семинарии метрику, свидетельство об окончании четырех классов и призывное свидетельство для продолжения образования в одном из высших учебных заведений. В крае резко менялась политическая и экономическая ситуация, положение семьи священника становилось все более неустойчивым, поэтому планам Анатолия о дальнейшей учебе не суждено было сбыться.
После мученической смерти отца старший сын, едва достигший 18 лет, обязан был принять на свои плечи заботы о всей семье, оставшейся без кормильца. Как образованный человек, Анатолий работал в сельской избе-читальне и библиотеке, сотрудничал в комбедах.
Общая работа сблизила его с дочерью волостного писаря Любовью Чуриковой, которая окончила гимназию в Кирсанове и учительствовала в селах прихода.
13 сентября 1923 года в их семье родилась Зоя, а через два года – сын Александр. Внезапно в 1929 году семья Космодемьянских уезжает в Сибирь, в далекий Енисейский округ, и на некоторое время оседает в селе Шиткино под Канском. Вepнee вcего, ceмья Космодемьянских бежала из родного села от начинавшейся широкой антирелигиозной кампании, насильственной коллективизации и целенаправленной борьбы со священниками и их потомками. За прошедшие десять лет в душе Анатолия Космодемьянского вряд ли погасла память о варварском избиении священника на глазах малолетних детей и его гибели. Страх за собственных детей и за себя гнал семью туда, где не могли в подробности знать их родословие.
В скором времени из села Шиткино они перебрались в Москву, где обосновались родственники Любови Тимофеевны. Анатолий Космодемьянский устроился на работу в Тимирязевскую академию, семья получила квартиру, но временное благополучие быстро закончилось. В 1933 году тридцати трех лет от роду внезапно умирает Анатолий Петрович Космодемьянский. Беды не оставляют эту семью в покое. Осенью 1940 года тяжело, менингитом, заболела Зоя. После выздоровления, в октябре 1941 года, эта девочка добровольцем ушла защищать свое Отечество и погибла 29 ноября 1941 года. Добровольцем ушел на фронт и Александр Космодемьянский и пал смертью храбрых в боях за освобождение Кенигсберга в апреле 1945 года. Имена внуков сельского священника Петра Иоанновича Космодемьянского, Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, стали легендарными.
В память великого подвига в центре Тамбова в 1947 году был установлен памятник Зое Космодемьянской, а в 1957 году памятник Зое Космодемьянской был установлен в Дорохове. В память 50-летия Победы в 1995 году памятник Зое Космодемьянской был установлен в тамбовском селе Осиновые Гаи, где за пять лет до ее рождения погиб ее дед – священник Петр Иоаннович Космодемьянский, не пожелавший отречься от своей веры…
Когда внуки Космодемьянского появились на свет, метрические книги уже были изъяты из Знаменской церкви и переданы волостным совдепам. Теперь уже нельзя узнать, крестил ли сын священника своих детей, ставших легендарными героями страны.
Памятника деду героев в селе Осиновые Гаи нет, но возле Знаменской церкви у могилы священника Петра Иоанновича Космодемьянского каждый приходящий испытывает чувство светлой радости и благодати…
Валентина КУЧЕНКОВА
«Крестный путь сельского священника Петра Космодемьянского».
Журнал «Божий мир», 2001, № 1
(Печатается в сокращении)