Публикуя в «АиФ» N 38 материал А. Жовтиса «Уточнения к канонической версии», редакция предполагала — реакция читателей будет неоднозначной. Любая попытка взглянуть на символ, утвердившийся в сознании нескольких поколений, с иной точки зрения воспринимается болезненно и остро. Сегодня мы печатаем новые факты о жизни и смерти Зои Космодемьянской. От себя добавим только одно — без сомнения, девушка, погибшая в Петрищеве, приняла нечеловеческие муки, и как бы ее ни звали, ее будут помнить. Ее и других, известных и безымянных, положивших жизнь на алтарь Победы. Другое дело жертва.
ПЫТАЯСЬ, очевидно, показать свои познания в методах ведения войн, А. Жовтис пишет, что мальчиков и девочек (?) в партизанских отрядах «…видимо, ориентировали на осуществление тактики «выжженной земли». Это не что иное, как вымысел. Мне, как одному из бойцов диверсионного отряда, хорошо известно, к чему готовили тех, кто должен был бороться с оккупантами в тылу, и какая им предписывалась тактика. Партизанские и диверсионные отряды уничтожали живую силу врага, его огневые точки, технику, перерезали его коммуникации, выводили из строя линии связи и т. д. Были и такие условия, когда наши бойцы вынуждены были поджигать и отдельные дома с засевшими в них немцами. Для справки хочу сообщить, что диверсионным отрядам запрещалось поджигать жилые дома жителей. Таким образом, о тактике «выжженной земли» у тех, кто боролся с оккупантами, речи быть не могло.
×
В. Залужный, кандидат исторических наук.
***
ПОЛЕМИЗИРУЯ с официальной версией, автор, очевидно, с ней плохо знаком. То, что З. Космодемьянская подожгла не только конюшню (сарай с лошадьми), но и несколько жилых домов, открытием вовсе не является. Впервые об этом было публично сказано В. Чернышёвым в «Комсомольской правде» 18 февраля 1942 г., почти сразу после известной публикации Лидова. Жовтис пишет, что немцы в это время находились в другом населенном пункте, а в каком именно, он, «к сожалению», забыл. Мы располагаем многими не зависимыми друг от друга документами, подтверждающими, что целью отряда были именно фашисты, которые действительно находились в подожженных избах. Среди таких документов есть и неопубликованные протоколы допросов жителей деревни НКВД, которые не ориентированы на пропаганду и в этом смысле заслуживают доверия.
Семья П. А. Лидова
***
Я до 1950 г. жила в дер. Шелковка, что в 4 км от Петрищева. Могу утверждать, что фашисты стояли во всех деревнях округи, кроме Контемировки. Партизанку Зою поймал часовой, когда она поджигала избу одних стариков. Старушка Зою била скалкой за поджог. Когда пришли наши, старушку и ее мужа сразу взяли и увезли, куда — неизвестно. Может, это — причина молчания Деревни?
Камозина-Аксенова, Московская обл.
***
РАССКАЖУ вам, что я слышал примерно в 1958 г. от жителя д. Петрищево. Девушка эта шла из леса, замерзла и, подойдя к сараю, где были 2 — 3 немецкие лошади, решила отдохнуть. Часовой немец поймал ее и привел в хату. Хозяйка поняла одно — это партизанка. Назвалась она Таней. Потом ее куда-то увели. Наутро узнали, что ее допрашивали с большими пытками, водили по деревне босую и раздетую по морозу и повесили.
Бои в Петрищеве не шли. Немцы ушли. Через некоторое время в деревню приехала комиссия и с ними 10 женщин. Выкопали Таню. Никто в трупе не определил своей дочери, ее снова закопали. В газетах тех времен появились фотографии издевательств над Таней. Наконец, за подвиг девушке посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Вскоре после этого указа приехала комиссия с другими женщинами. Вторично вытащили из могилы Таню. Началось чудо-представление. Каждая женщина в Тане опознавала свою дочь. Слезы, причитания по погибшей. А потом, на удивление всех жителей деревни, драка за право признать погибшую своей дочерью. Побоище было страшное. Всех разогнала длинная и худая женщина, впоследствии оказавшаяся Космодемьянской. Так Таня стала Зоей.
В. Леонидов, Москва
***
ПЕРЕД войной в 1938 — 1939 гг. 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы им. Кащенко. У нее подозревали шизофрению. Сразу после войны в архив нашей больницы пришли два человека и изъяли историю болезни Космодемьянской.
Ведущий врач НМЦ А. Мельникова, С. Юрьева, Н. Касмельсон.
***
МНЕ лично известны люди, до сих пор считающие, что партизанка Таня, казненная немцами в деревне Петрищево, — не Зоя Космодемьянская.
Инвалид войны I группы Галина Павловна Романович вспоминает: «В январе 1942 г. я была на фронте под Ржевом, когда увидела в «Комсомольской правде» фотографию казненной девушки… Я сразу узнала в ней Лилю Азолину. Мы с Лилей учились еще до войны на одном курсе Геологоразведочного института… Со мной в одной части были еще девушки из нашего института… Все они узнали на этой страшной фотографии Лилю Азолину».
Еще одно свидетельство. На этот раз корреспондентки «Московского комсомольца» Л. Белой, собиравшей материалы о судьбе юной партизанки-разведчицы, пропавшей без вести в декабре 1941 г. под Москвой. Ее статья «Лиля» была опубликована в газете 29 ноября 1967 г. Есть там и такие строки, для того времени довольно смелые: «…Почтальон не принес газету маме, на Октябрьскую улицу, в дом 2/12, в 6-ю квартиру: в тот день в номере был напечатан очерк Петра Лидова о повешенной немцами партизанке Тане и снимок. Лицо повешенной партизанки, было страшно похоже на Лилино». Л. Белая опросила всех соседей по квартире, где жила Л. Азолина, и они рассказали, как, потрясенные сходством, спрятали от ее матери газету с портретом, полагая, что Таня — это погибшая Лиля. Опознала ее по фотографии и школьная учительница. Она-то и рассказала Валентине Викторовне Азолиной о снимке в газете. Валентина Викторовна узнала дочь…
Подтвердить или опровергнуть эту версию может только криминалистическая экспертиза, которой долго и безуспешно добиваются товарищи Лили.
Е. Сенявская, Институт истории России АН СССР
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 43 31/10/1991
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ. История Тани в документах. Отклики на статью А. Жовтиса. 1992 год