Ему исполнилось 16 лет, когда сестру Зою повесили гитлеровцы. В тихий московский домик пришло горе. Плакала мать, блеснули слезы и в глазах юноши. Саша еще и еще раз перебирал в памяти последние дни, когда Зоя была дома, вспоминал катанье на лыжах, школу, где она училась, веселые праздничные вечера, первые дни войны. Зои больше не было в живых, осталась только память о ней, и эта память жгла сердце, взывая к неукротимой мести. Желание самому расквитаться с фашистами за муки и смерть сестры ни на минуту не оставляло Александра. Он пошел в танковое училище.
Наконец, мечта осуществилась. Поезд идет на запад, на платформах стоят тяжелые танки, и возле одного из них – 18-летний офицер, гвардии лейтенант Александр Космодемьянский. Мелькают разрушенные населенные пункты. Совсем недавно здесь были веселые русские деревни, города. С новой силой разгорается чувство ненависти к врагу, жажда мести. Александр – командир тяжелого танка, он знает грозную силу своего оружия и сумеет применить его в бою с фашистами.
Ночь. Взлетают ракеты, не умолкая, раздаются выстрелы и слышатся разрывы снарядов. Глухо гудят моторы танков, близится час атаки. Александр Космодемьянский еще раз проверил готовность машины, взглянул на механика-водителя Джигириса, на командира орудия Корзеева, на весь свой экипаж и, улыбнувшись, сказал:
−Вот он, долгожданный час!
Танк вздрогнул и двинулся. Сквозь пороховой дым, окутавший поле боя, пехотинцы видели, как танки, разрывая колючую проволоку и разворачивая вражеские брустверы и траншеи, мчались вперед. Танкисты на ходу уничтожали огневые точки противника, его солдат. Красноармейцы дружно устремились за танками.
Экипаж гвардии лейтенанта Космодемьянского двигался безостановочно. Мощный «КВ» преодолел первую линию обороны немцев и, осыпаемый снарядами, шел вперед. Стрелок-радист Субботин метким огнем косил вражескую пехоту, механик-водитель умело выводил машину из-под обстрела и по команде Космодемьянского направлял ее на блиндажи и огневые точки неприятеля. Командир танка заметил, что впереди по траншее бежит большая группа гитлеровцев.
− Полный вперед! − скомандовал он и тут же добавил: − Осколочным – огонь!
Падали убитые немцы, а через них перепрыгивали, пытаясь убежать, уцелевшие солдаты и офицеры. Тяжелый танк Космодемьянского, лязгая гусеницами, наехал на блиндаж. Тут он на мгновение задержался, а затем снова двинулся дальше, прокладывая путь пехотинцам.
− Ребята, немец! – крикнул младший сержант-пехотинец с перевязанной головой. И в блиндаж полетели гранаты.
−Выходите! – почти в один голос крикнули трое пехотинцев.
Из блиндажа, наполовину разрушенного танком, с поднятыми руками выходили немцы. Их было 30. Застигнутые врасплох, они дрожали от страха.
−Молодцы, танкисты, − проговорил младший сержант и, приказав отвести пленных в штаб, вместе с бойцами побежал дальше за танком.
Пехотинцы не знали, что танком, который у всех, кто его видел в бою, вызывал восхищение, командует брат Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Но они чувствовали, что машину ведет человек, пылающей жгучей ненавистью к врагу, стремящийся отомстить ему за пролитую русскую кровь.
Майор С. Родионов.
газета «Сталинский сокол» от 1 декабря 1943 года