Скоро исполнится два года с тех пор, как я побывал в деревне Петрищево, где казнили мою сестру немецкие палачи. Никогда не забуду этого дня. Меня подозвали к могиле.
— Посмотрите. Вы узнаёте свою сестру?
Уцелевшие черты лица любимой Зои, каждый мускул её напоминал мне самое родное, самое близкое и дорогое в жизни. Я тогда не мог себе представить, что со мной происходит. Дрожь пробегала по телу. Кулаки сжимались от ненависти, а глаза искали немца. Я знал, что в этой деревне немцы учинили кровавую расправу над моей сестрой, издевались над ней, мучили ей за то, что она была русской, что она всей душой ненавидела гитлеровцев и мстила им, не щадя своей молодой жизни.
Мать плакала. Я, молча, стоял возле неё. В сердце моём бурлила злоба.
Священная месть за сестру привела меня на дорогу войны. Окончив училище, я получил танк «КВ» и отправился на фронт. Проезжая через Москву, я забежал к матери, и мы с нею ещё раз вспомнили о Зое.
— Значит, на фронт? – спросила мать, прощаясь со мной.
— Да, — ответил я.
Она обняла меня, поцеловала и тихо проговорила:
— Раз едешь на фронт – воюй хорошо. Не забывай о сестре.
Несколько дней назад мой экипаж участвовал в бою. Тяжёлый танк мчался к немецким траншеям с предельной скоростью. Мы с хода били по немецким блиндажам, огневым точкам, давили вражеских солдат и офицеров, пробивали дорогу своей пехоте. Когда немного стих бой, и мы сосредоточились в укрытии, к нам принесли газеты. Я взглянул на фотоснимки, и снова содрогнулась моя душа. Я увидел свою сестру Зою, окружённую немцами-палачами. Они вели её на виселицу и фотографировали моменты казни. В тот же день я узнал, что перед нашим участком фронта действует 332 пехотный полк, тот самый полк, солдаты и офицеры которого замучили мою сестру.
Злоба поднялась во мне с новой силой. И я ещё раз поклялся отомстить душегубам и палачам. Мой танк повсюду настигнет их.
Гвардии лейтенант
А. КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ
Газета «На врага»
(октябрь 1943 г.)