Письмо к молодёжи от Л. Т. Космодемьянской – матери Героя Советского Союза комсомолки Зои Космодемьянской.
Дорогие товарищи! Девушки и юноши Советского Союза! Ваша подруга, ваша сверстница, моя дочь Зоя Космодемьянская героически погибла в боях за родину. Вы, вероятно, знаете, как пытали Зою немцы, как погибла она, не сказав врагам ни слова. Мне очень тяжело говорить о смерти моей девочки. Слёзы навертываются на глаза. Но всё же я хочу, товарищи, рассказать вам о ней: я знаю, многие из вас будут такими же храбрыми бойцами, как Зоя, многие будут брать с неё пример, как берут пример с Павла Корчагина, с капитана Гастелло, с бесстрашного комсомольца Сосновского.
Когда я провожала Зою на фронт, она сказала мне в последнюю минуту:
— Что ты плачешь, мама? Не ты ли мне говорила, что я должна быть смелой и честной?! Мама, я горжусь тем, что буду бороться с фашистами, и ты гордись, что я ухожу на фронт. Со слезами меня провожать не надо. Приду героем или умру героем. Ты, мама, не унывай.
И она ушла с партизанами громить немцев на дорогах к Москве. Больше я её никогда не видела. Но я как сейчас помню выражение её счастливых, радостных глаз, её прощальные слова. В этих словах была вся мужественная, смелая моя дочь.
Она всегда была такой. У неё была светлая голова и горячее, чистое, мужественное сердце. У неё было сердце борца. Она умела с величайшей стойкостью переносить трудности и неудачи. В трудные минуты она поддерживала меня словом бодрости и надежды. У неё были светлые идеалы, к которым она всегда стремилась.
Зоя интересовалась героическим прошлым нашего народа, читала и перечитывала Пушкина, Толстого, Некрасова, Герцена, Чернышевского. Она воспитывала себя на примерах героических подвигов героев русского народа.
Зою воспитала наша большевистская партия, Ленинско-Сталинский комсомол. Зою, как и всю нашу молодёжь, воспитал великий Сталин.
В своей записной книжке, которую я сейчас храню, Зоя выписала цитату из Маяковского: «Быть коммунистом – значит дерзать, думать, хотеть, сметь».
Храбрым, стойким бойцом Зоя оставалась до последней минуты своей жизни. Она умерла, как героиня, и враги изумлялись её стойкости. Моя дочь смело пошла на великое дело и осталась сильной, честной, твёрдой до последнего своего дыхания. Зоя встретила смерть, как настоящий человек, борец, коммунист.
Горе материнское сжимает мне сердце. Я потеряла самого близкого человека, которого вскормила и взрастила, и каждый поймёт, как неизмеримо велико страдание матери.
Но я горда, товарищи, за свою дочь. Горда тем, что в последнюю минуту жизни она держалась мужественно, смело, без страха смотрела в лицо смерти. И хотя никогда больше она не услышит материнского голоса, я хотела бы сказать своей дочери: «Я горжусь тобой, моя девочка!»
Фашистско-немецкие душегубы погубили мою Зою. Так пусть же будут прокляты они навеки! Пусть мучает их видение страшной казни моей дочери! Пусть тень её грозным призраком витает над бандитами!
Сыны мои! Бойцы Красной Армии! С вами вместе боролась и за общее дело погибла моя дорогая дочь, ваша подруга и сверстница.
Сыны мои! Неужели можно забыть это злодейское преступление немцев? Неужели можно забыть злодеяния, совершённые фашистами на советской земле? Не одна Зоя – тысячи, десятки тысяч девушек, женщин, детей погибли от рук этих бандитов.
Сыны мои! Мстите за наши слёзы, за материнские рыдания, за плач осиротевших детей! Отомстите за мою любимую дочь, отдавшую жизнь за свободу отечества. Отомстите грязным бандитам за все их злодеяния.
Л. Т. КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ
«Комсомольская правда». 19 января 1943 г.