Афиша к художественному фильму Лео Арнштама "Зоя". 1944 год
Константин Симонов. БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ
23.03.2019
Хедер
Фрида Вигдорова. ГЕРОИ РЯДОМ С ТОБОЙ (отрывок из книги МОЙ КЛАСС)
23.03.2019

Марина Климкова. СВЯТОЙ ИЗ ОСИНОВЫХ ГАЕВ

Любовь Тимофеевна, Зоя, Саша и Анатолий Петрович Космодемьянские после переезда в Москву в 1931 году

Любовь Тимофеевна, Зоя, Саша и Анатолий Петрович Космодемьянские после переезда в Москву в 1931 году

О Зое Космодемьянской и ее подвиге знает каждый. 1941 год, 29 ноября… Подмосковное село Петрищево… Казнь юной девушки, потрясшая страну… А двадцать три года ранее, в 1918-м, тоже на исходе ноября человек с той же фамилией — Космодемьянский — также смотрел в глаза смерти.
«На севере Тамбовской области есть село Осиновые Гаи. «Осиновый гай» значит «осиновый лес». Старики рассказывали, что когда-то здесь и вправду росли дремучие леса». Так начинается книга Л.Т. Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре». Листая ее страницы, узнаешь не только о детстве будущих Героев Советского Союза, но и о семье, в которой они воспитывались, о ближайших родственниках, о самой эпохе. Однако в книжном перечне родных Зои и Александра мы не находим одного прямого предка, чью фамилию они носили, — деда, Петра Ивановича Космодемьянского. Да и как было писать о нем, сельском священнике, в советские 70-е годы? Ведь его «духовное» происхождение могло бросить «тень» на подвиг внуков-комсомольцев… Мало того, обстоятельства смерти Петра Ивановича до сих пор остаются не вполне ясными, а их противоречивые версии, хранящиеся в народной памяти, неизбежно вызывают ряд вопросов…
Петр Иванович Космодемьянский, по-видимому, был личностью неординарной. В селе Осиновые Гаи он ныне почитается святым. В 2000 году, в канун прославления новомучеников российских, готовились сведения и для его церковной канонизации.
Космодемьянский, очевидно, родился в семье потомственных священнослужителей. Во всяком случае, известно, что один из его братьев, Василий Иванович, тоже был священником. Архивные документы рассказывают о жизни Петра Ивановича кратко, просто, без каких-либо подробностей. Окончив курс Тамбовской духовной семинарии в 1894 году, он поступил служить псаломщиком в церковь села Большая Липовка Моршанского уезда Тамбовской губернии, начал учительствовать в церковно-приходской школе. Вскоре женился на Лидии Федоровне Чуриковой(???) и 6 февраля 1900 года был рукоположен в священники храма села Крутец, где стал заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, а также представителем церковно-приходского попечительства. Летом 1906 года отец Петр перевелся в Знаменскую церковь большого села Осиновые Гаи соседнего Кирсановского уезда.

24 октября 1900 года в семье Космодемьянских родился сын-первенец Анатолий.
В крестьянской среде говорили: «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын». Если следовать этой народной мудрости, то можно с полным правом считать, что в семье Космодемьянских с сыновьями было все в полном порядке. Вслед за Анатолием у Петра Ивановича и Лидии Федоровны родились другие дети — и все, как один, мальчики: Алексей, Александр, Федор1.
Отец Петр с детства приобщил своих сыновей к грамоте, чтению книг. В архивных источниках 1917 года сообщается, что в тот период Анатолий и Алексей учились в Тамбовской духовной семинарии, Александр продолжал образование в духовном училище. Думается, что если бы не Октябрьская революция, перевернувшая сложившиеся устои, все сыновья Космодемьянских стали бы священниками. Однако жизнь рассудила иначе…
Прошло шесть лет. Из книги «Повесть о Зое и Шуре» мы узнаем, как складывалась судьба братьев Космодемьянских. Старший, отслужив в Красной Армии, вернулся в Осиновые Гаи, стал заведовать избой-читальней и библиотекой, а также вести сельский драматический кружок. Любовь Тимофеевна Космодемьянская вспоминала:
«Он был и нашим руководителем, и режиссером. Объяснения он давал весело, интересно. Если кто-нибудь путал, перевирал слова Островского или начинал вдруг кричать не своим голосом, неестественно тараща глаза и размахивая руками, Анатолий Петрович так остроумно, хоть и беззлобно, передразнивал его, что у того сразу пропадала охота становиться на ходули. Смеялся он громко, весело, неудержимо — ни у кого больше я не слыхала такого искреннего, радостного смеха. Вскоре мы с Анатолием Петровичем поженились, и я переселилась в дом Космодемьянских. Анатолий Петрович жил с матерью — Лидией Федоровной и с младшим братом Федей. Другой брат — Алексей — служил в Красной Армии»2.
Как видим, в повествовании Любови Тимофеевны отсутствуют два члена фамилии Космодемьянских — отец Петр и его средний сын Александр. Что же произошло с ними? Какова была судьба главы семьи? На этот счет существуют разные версии.

1918 год ознаменовал собой приход к власти коммунистов-большевиков. Вопреки тому, что Тамбовская губерния была житницей России, ее сельское население при новом режиме бедствовало и голодало. Как известно, продовольственная программа в первые годы Советской власти выполнялась при помощи продразверстки — изъятия «излишков» продуктов и скота у сельского населения, сопровождавшихся использованием грубой силы. Правила «военного коммунизма» явились для тамбовского крестьянства непосильной ношей. Восстания сельских жителей вспыхнули уже в 1918 году, а еще через год Кирсановский уезд превратился в эпицентр крупномасштабной крестьянской войны3. Попеременное прохождение по селам уезда повстанческих дружин, советских продовольственных отрядов и частей Красной армии с обысками, мародерством, насилием приводило к обнищанию крестьянских хозяйств и всеобщему недоверию. Русский мужик в те годы твердо усвоил жестокую аксиому времени: «Красные» придут — грабят, «белые» придут — грабят». Порой в неразберихе военно-революционного времени бесследно исчезали люди, что и случилось в 1918 году с Петром Ивановичем Космодемьянским. Его внучатая племянница, Нина Сергеевна Ланге (урожденная Чурикова), впоследствии вспоминала: «Во время гражданской войны нагрянула на Осиновые Гаи банда белых. Потребовала у священника лошадей. Он не дал, и его убили. А хоронили буденовцы, когда освободили село. Под «Интернационал»4.
В селе, где некогда служил отец Петр, каждый из старейших жителей рассказывает собственную версию гибели, о которых в 1998 году5 в прессе писалось: «Общими во всех рассказах были только лошади, за которыми пришли к отцу Петру, чердак, где он спрятался и откуда его стащили, и пруд в нескольких километрах от села, возле которого был убит […]. Все остальное — полное разноречие. От версии, что убили соседи из корысти, до каких-то таинственных книг, которые якобы хранились у отца Петра и стали главной причиной его гибели… Ну и буквально все сходились вот на чем. Убили отца Петра осенью, а обнаружили труп только в следующем году — уже летом под Троицу»6. Поскольку, по рассказам сельчан, тело найденного в озере человека оказалось нетленным, то по нему удалось опознать местного священника. А сам факт чудесного сохранения и обретения мощей отца Петра послужил почитанию его как святого.
Наряду с версиями гибели Космодемьянского, приводимыми в советской печати, авторы православных изданий выдвигают свои собственные. В общих чертах они повторяют приведенные выше рассказы, но вносят в них важную поправку, а именно: Петр Иванович был убит не «бандой белых», а группой воинствующих безбожников7. Согласно этой версии, подробности его трагической гибели также остаются невыясненными, однако обретают выразительную окраску мученической смерти за святую веру в Бога.
Думается, что во всех существующих рассказах, как бы они ни разнились, есть большая доля истины, которая с течением времени обрела форму народной легенды с множеством интерпретаций.

Во-первых, обращает на себя внимание, что почти во всех рассказах в качестве причины возникшего конфликта называются лошади. Если прибегнуть к архивным документам, то неизбежно находишь те из них, которые касаются мобилизации лошадей для Красной Армии. Они относятся именно к тому небольшому промежутку времени, когда исчез Космодемьянский, — началу осени 1918 года8. Так, например, в одном из отчетов Волостного совета села Курдюки того же Кирсановского уезда от 7 сентября сообщается о противостоянии советских работников, следующих предписанию № 3627, зажиточным крестьянам, не желающим ему подчиняться:
«Вначале мобилизация проходила успешно, но кулаки, у которых брали лошадей, начали возбуждать массу… 6-го Сентября выступили мужики из с. Короваина, д. Тариновки, Волосатовки, д. Кареевки, Шаболовки и части Каширки и стали требовать разъяснения… Отряд матросов, который был послан Тамбовским Губернским Продовольственным Комиссариатом для уборки экономических посевов, просил разойтись толпу. Толпа еще больше взволновалась и стала наступать на матросов (солдат). Матросы начали отступать в поле… Толпа направилась к Совету и вытащила тов. Шевцова, который состоял в комиссии на приемке лошадей от Исполкома Курдюковского Совдепа, и стали проводить самосуд… В это время кирпич, брошенный в Шевцова, попал в Казанкова, в левую руку и в бок, он от натиска толпы и ударов упал без памяти. Не было совершенно никакой возможности уговорить разъяренную толпу… В это время одному матросу удалось ускользнуть из с. Курдюков, и он поскакал в с. Осиновку к председателю Осиновской фракции коммунистов (большевиков) тов. Григорьеву. Тов. Григорьев, сделав 5 выстрелов, моментально собрал всех членов фракции… и быстро двинулся в с. Курдюки… К тому времени прибыл отряд матросов и был послан нарочный в Калугинскую фракцию коммунистов (большевиков) и в Богословский Совет… С помощью этих отрядов удалось быстро и энергично уладить брожение кулаков и немедленно провести мобилизацию лошадей… Волость была объявлена на осадном положении… Было приступлено к расследованию»9.
Другая версия гибели священника Космодемьянского связана с «тайными книгами, которые якобы хранились» у него и «стали главной причиной его гибели». Эта версия также не случайна и тоже несет отголосок действительных событий. Речь здесь, как видно, идет о метрических книгах, которые по долгу службы вели священники. Они содержали основные сведения о людях, так или иначе относящихся к данному приходу, и хранились в церквах10. Советская власть в процессе изъятия метрических книг неизбежно встречала сопротивление со стороны церковнослужителей. К примеру, о причинах первых крестьянских восстаний осени 1918 года в отчете Кирсановской уездной ЧК от 16 января 1919 года говорится следующее: «Первый мятеж в Рудовской волости вспыхнул отчасти из-за неудовольствия некоторыми советскими работниками в упомянутой волости и на почве мобилизации скота. Второй — в Чернавской волости — на почве не понятия предписания священникам о сдаче церковных метрических книг Совету»11.

Любопытно, что Рудовское восстание, о котором говорится в документе, охватывало и село Осиновые Гаи. Мало того, в одном из документов ЧК от 25 ноября 1918 года, касающихся подавления этого выступления, в числе лиц, приговоренных к расстрелу, называется фамилия священнослужителя Космодемьянского: «СЛУШАЛИ: По обв[инению] священника Косьмыдемьянского и Панова в противо-Советской агитации. Косьмыдемьянского и Панова как лиц призывавших толпу к разгрому Советов в тот момент, когда было возстание контр-революционных банд, и уезд был введен в осадном положении. ПОСТАНОВЛЕНО: разстрелять и широко опубликовать среди населения»12.
Поскольку в архивном документе не указано имя и отчество казненного священника, то возникает сомнение: действительно ли в нем говорится об отце Петре? Не однофамилец ли его приговорен ЧК к смерти? Однако из «Клировых ведомостей за 1917-й г.», в которых дан алфавитный список всех церковнослужителей 26 кирсановских церквей по 2-му округу, мы узнаем, что из 82 человек лишь один носил фамилию «Космодемьянский» — Петр Иванович, служивший в селе Осиновые Гаи13.
Таким образом, необходимо признать, что народные легенды очень точно доносят до нас характер эпохи 1918 года с такими ее трагическими моментами, как насильственная «мобилизация» скота у крестьян, изъятие метрических книг из церквей, таинственное исчезновение людей, бандитизм и много другое, против чего выступал П. И. Космодемьянский. Да и не он один. Сельские священники повсеместно сопротивлялись попытке Советской власти сломать веками сложившиеся в стране жизненные традиции, разрушить порядок, за что подвергались гонениям и казням.
Слухи о разорении красноармейцами церквей и расстрелах священников вызывали у сельских жителей искреннее возмущение и приводили к новым выступлениям против власти, поэтому подобные факты, как правило, замалчивались. Однако в секретных документах заседаний ЧК по результатам расследования восстаний в Тамбовской губернии именно священнослужители наряду с «бывшими» офицерами и кулаками назывались в числе главных зачинщиков беспорядков. Так, например, о крестьянском выступлении 1918 года в Спасском уезде говорилось: «Расследование показало, что возстание было вызвано агитацией попов и прочих черных воронов»14. Шацкая уездная ЧК тогда же сообщала: «В волостях продолжалось возстание […], приходилось в некоторых волостях открывать огонь, потом разстреливать кулаков и инициаторов, в некоторых возстаниях и некоторых волостях было по 40—50 разстреляных, всего во время безпорядков разстреляно человек до 500. Теперь вылавливаем зачинщиков. По допросам арестованных и по документам убитых установлено руководили бывшие офицеры и попы. Всего разстреляно 6 попов»15.

Возвращаясь к непосредственной теме нашего сегодняшнего повествования, жизни П. И. Космодемьянского, задаешься вопросом: можно ли, пользуясь народными легендами и архивными источниками, выстроить хотя бы примерную историческую хронологию событий, связанных с его гибелью? Думается, что да.
Итак. 1 сентября 1918 года выходит постановление Кирсановского уездного Военного комиссариата № 3627 о мобилизации лошадей для Красной Армии. В селах, при Волостных Советах, образуются специальные приемные комиссии. Крестьяне, всерьез озабоченные сбором урожая, собираются на сход, выражают общее недовольство по поводу конфискации лошадей, игравших в уборочную страду важнейшую роль в хозяйствах. Как один из немногих грамотных и авторитетных людей, отец Петр выступает перед сельчанами и говорит о несправедливости Советской власти. Начинаются беспорядки, возможно, как и в Курдюковской волости, переросшие в рукоприкладство. Собрание разгоняется при помощи оружия коммунистами и сельскими активистами; начинается следствие, ищут зачинщиков. Один из главных подозреваемых — отец Петр, которого забирают и увозят, возможно, в Кирсанов, в ЧК, или, может быть, совершают самосуд на месте.16
Листая архивные документы и читая воспоминания, следуя шаг за шагом по непростой летописи семьи Космодемьянских, вдруг сознаешь всю трагическую глубину русской истории. На первый взгляд кажется, что судьба Петра Ивановича, Зои и Александра являет нам наглядный пример глобального мировоззренческого разрыва поколений. Один из них, сельский священник, выступал за «старый» режим и погиб за него; другие, московские комсомольцы 41-го отдали жизнь за то, против чего, как кажется, выступал их дед — за Советский Союз. Однако, при всей видимой разности мотива поступков у деда и внуков, нельзя не заметить поразительную общность их характеров. Твердые принципы и отстаивание их в любых жизненных условиях, невозможность примирения с какой-либо несправедливостью, любовь к родной земле и народу, ее населяющему… Но самое главное — это жертвенная готовность отдать самое дорогое — свою жизнь — за все эти непреходящие ценности.

Примечания:
1. Алексей (р.(?)12 марта 1903 г.), Александр (р. (?)9 июля 1905 г.), Феодор (р. (?)18 октября 1907 г.)
2. Космодемьянская Л.Т.(литературная запись Ф. Вигдоровой). Повесть о Зое и Шуре.- Воронеж- 1978-С. 10.
3. В исторической литературе крестьянская война в Тамбовской губернии 1919—1921 гг. получила название «антоновского восстания» или «антоновщины».
4. См.: Кожемяко В. Есть в России Осиновый Гай: Здесь 75 лет назад родилась Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская//Правда-1998 (от 11—14 сентября).
5. В 1998 г. отмечалось 75-летие со дня рождения Зои Космодемьянской (р. 13 сентября 1923 г.)
6. См.: Кожемяко В. Указ. ст.
7. См.: Кученкова В. А. Крестный путь сельского священника Петра Космодемьянского//Мир Божий -2001.- № 1.- С. 92—95.
8. Последняя запись, сделанная в метрической книге Знаменской церкви отцом Петром, относится к 26 августа 1918 г. См.: Государственный архив Тамбовской области, далее ГАТО. Ф. 1949. Оп. 2. Д. 7445. Л. 32 (об.).
9. ГАТО. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 66. Л. 907.
10. Церковные метрические книги содержали записи о датах рождения, крещения, венчания и смерти жителей, а также об их происхождении.
11. Цит. по кн.: Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919—1921 гг. «Антоновщина»: Документы и материалы- Тамбов-1994- С. 23.
12. ГАТО. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 42. Л. 92.
13. Там же. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2317. Л. 3 об.
14. Там же. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 73—73 об.
15. Там же. Л. 74.
16. Поскольку П.И. Космодемьянский пропал в последних числах сентября, постановление ЧК от 25 ноября имеет несколько вариантов объяснения: либо отец Петр долгое время находился в заключении, либо приказ о расстреле был издан задним числом.»

Журнал «Родина» 2000г. №3

Комментарии закрыты.

Page Reader Press Enter to Read Page Content Out Loud Press Enter to Pause or Restart Reading Page Content Out Loud Press Enter to Stop Reading Page Content Out Loud Screen Reader Support